В Российском союзе автостраховщиков (РСА) заявили, что штрафовать за отсутствие полиса обязательного страхования через камеры можно начать уже в начале 2024 года — система фиксации полностью готова. Точная дата введения меры озвучена не была. В РСА сообщили, что сроки запуска системы зависят от решения российских властей.
Планируется, что на первом этапе проверять наличие ОСАГО будут только у нарушителей Правил дорожного движения. Причем речь идет только о нарушениях в движении, то есть, если камера фиксирует, к примеру, превышение скорости, заодно будет проверено наличие полиса.
При этом поездка без ОСАГО будет считаться длящимся нарушением. Даже если камеры зафиксируют отсутствие полиса несколько раз, штраф будет выписан только один раз в сутки.
В России очень многие ездят без полиса, говорит эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха Юрий Урюков:
Юрий Урюков
эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха
«Такая система нужна, и, более того, ее внедрение давно назрело. Сейчас сама система ОСАГО испытывает колоссальный стресс применительно к тому, что, во-первых, стоимость полисов дорожает, и сейчас даже на самую простую российскую машину типа Lada Granta, не говоря уже даже про подержанные какие-то вазовские машины, стоимость полиса даже для опытного водителя может превышать 10 тысяч рублей. При этом выплаты по ОСАГО автовладельцев далеко не всегда устраивают, есть к этому много претензий. В основном небогатые потребители, которых становится сейчас все больше, пытаются на ОСАГО всячески сэкономить — либо покупают фальшивые полисы, либо сейчас появились буквально в открытом доступе в интернете предложения по оформлению фиктивных полисов, которые светятся в базе, но при этом не дают никакой компенсации за страховку. Появилось много мошеннических схем, некоторые предпочитают просто ездить и оплачивать периодические штрафы в ГАИ, поскольку самих пикетов физических на дороге стало меньше и вероятность быть пойманным минимальная. Проблемы есть, и, действительно, мы все понимаем, что если не будет покрытия тотального ОСАГО на дорогах, будут опять, как в 1990-е годы, конфликты, разборки, поврежденные машины с непонятной перспективой починки. Так что худо-бедно система работает, ее нужно поддерживать в таком состоянии. Естественно, сейчас вот этот автоматический контроль, автоматическая фиксация позволят более или менее навести порядок в этой области. Проблемы системы ОСАГО как таковой камеры не решат. Это позволит просто защитить ту часть автомобилистов, которые добросовестно покупают полисы, надеясь, что в случае аварии они все-таки получат компенсацию».
Введение полноценной системы фиксации отсутствия полиса ОСАГО приведет к росту социальной напряженности, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
«Страховые компании уже не первый раз афишируют введение подобных штрафов с камер фотовидеофиксации. И когда они сделали это в прошлый раз, Госавтоинспекция инициировала отказ от требования страховки при постановке на государственный регистрационный учет. Это было почти год назад. Дискуссия возвращается на новый круг. Минфин поддерживает страховые компании, которые, вместо того чтобы начать нормально ремонтировать автомобили, выплачивать деньги, снизить тарифы до уровня хотя бы белорусских, где они гораздо дешевле при гораздо больших выплатах и лимитах выплат, что важно. Вместо этого страховые компании лоббируют повышение штрафов и использование камер фотовидеофиксации для того, чтобы эти штраф собирать. К сожалению, это не тот путь, который приведет нашу систему ОСАГО к чему-то позитивному. Единственное последствие, которое будет у подобного шага, — это рост социальной напряженности, потому что количество людей без ОСАГО действительно фантастически большое. По данным самих страховых компаний, еще год назад оно составляло до 25% автомобилистов, это чрезвычайно много. В отдельных федеральных округах типа Южного или Дальневосточного это 50% парка. Соответственно, сейчас все эти люди, а это миллионы людей, столкнутся с тяжелым ударом по себе. Я подозреваю, что им это, конечно же, не понравится. Так что боюсь, что такие меры единственное, к чему приведут, — не к тому, что люди начнут страховать машины и так далее, они не считают систему справедливой, а просто начнут повреждать камеры фотовидеофиксации. Я думаю, что мы столкнемся с волной вандализма».
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО сейчас составляет 800 рублей. Несколько раз обсуждалось его повышение до 5 тысяч рублей.
Планируется, что на первом этапе проверять наличие ОСАГО будут только у нарушителей Правил дорожного движения. Причем речь идет только о нарушениях в движении, то есть, если камера фиксирует, к примеру, превышение скорости, заодно будет проверено наличие полиса.
При этом поездка без ОСАГО будет считаться длящимся нарушением. Даже если камеры зафиксируют отсутствие полиса несколько раз, штраф будет выписан только один раз в сутки.
В России очень многие ездят без полиса, говорит эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха Юрий Урюков:
Юрий Урюков
эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха
«Такая система нужна, и, более того, ее внедрение давно назрело. Сейчас сама система ОСАГО испытывает колоссальный стресс применительно к тому, что, во-первых, стоимость полисов дорожает, и сейчас даже на самую простую российскую машину типа Lada Granta, не говоря уже даже про подержанные какие-то вазовские машины, стоимость полиса даже для опытного водителя может превышать 10 тысяч рублей. При этом выплаты по ОСАГО автовладельцев далеко не всегда устраивают, есть к этому много претензий. В основном небогатые потребители, которых становится сейчас все больше, пытаются на ОСАГО всячески сэкономить — либо покупают фальшивые полисы, либо сейчас появились буквально в открытом доступе в интернете предложения по оформлению фиктивных полисов, которые светятся в базе, но при этом не дают никакой компенсации за страховку. Появилось много мошеннических схем, некоторые предпочитают просто ездить и оплачивать периодические штрафы в ГАИ, поскольку самих пикетов физических на дороге стало меньше и вероятность быть пойманным минимальная. Проблемы есть, и, действительно, мы все понимаем, что если не будет покрытия тотального ОСАГО на дорогах, будут опять, как в 1990-е годы, конфликты, разборки, поврежденные машины с непонятной перспективой починки. Так что худо-бедно система работает, ее нужно поддерживать в таком состоянии. Естественно, сейчас вот этот автоматический контроль, автоматическая фиксация позволят более или менее навести порядок в этой области. Проблемы системы ОСАГО как таковой камеры не решат. Это позволит просто защитить ту часть автомобилистов, которые добросовестно покупают полисы, надеясь, что в случае аварии они все-таки получат компенсацию».
Введение полноценной системы фиксации отсутствия полиса ОСАГО приведет к росту социальной напряженности, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
«Страховые компании уже не первый раз афишируют введение подобных штрафов с камер фотовидеофиксации. И когда они сделали это в прошлый раз, Госавтоинспекция инициировала отказ от требования страховки при постановке на государственный регистрационный учет. Это было почти год назад. Дискуссия возвращается на новый круг. Минфин поддерживает страховые компании, которые, вместо того чтобы начать нормально ремонтировать автомобили, выплачивать деньги, снизить тарифы до уровня хотя бы белорусских, где они гораздо дешевле при гораздо больших выплатах и лимитах выплат, что важно. Вместо этого страховые компании лоббируют повышение штрафов и использование камер фотовидеофиксации для того, чтобы эти штраф собирать. К сожалению, это не тот путь, который приведет нашу систему ОСАГО к чему-то позитивному. Единственное последствие, которое будет у подобного шага, — это рост социальной напряженности, потому что количество людей без ОСАГО действительно фантастически большое. По данным самих страховых компаний, еще год назад оно составляло до 25% автомобилистов, это чрезвычайно много. В отдельных федеральных округах типа Южного или Дальневосточного это 50% парка. Соответственно, сейчас все эти люди, а это миллионы людей, столкнутся с тяжелым ударом по себе. Я подозреваю, что им это, конечно же, не понравится. Так что боюсь, что такие меры единственное, к чему приведут, — не к тому, что люди начнут страховать машины и так далее, они не считают систему справедливой, а просто начнут повреждать камеры фотовидеофиксации. Я думаю, что мы столкнемся с волной вандализма».
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО сейчас составляет 800 рублей. Несколько раз обсуждалось его повышение до 5 тысяч рублей.